Готовность к школе

Готовность к школе с точки зрения психологов предполагает:

1) мотивационную готовностьположительное отношение к школе и желание учиться;

2) умственную или познавательную готовность достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;

3) волевую готовность достаточно высокий уровень развития произвольного поведения
4) коммуникативную готовность способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю

До первого сентября у нас впереди еще целое лето и за это время можно заниматься развитием школьно-значимых психологических функций.
развитие логического мышления
(способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
развитие произвольной памяти
(увеличение объема кратковременной и долговременной памяти, способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

Предлагаю вашему вниманию интересные, увлекательные картинки, книги, задания, созданные в помощь заботливым и внимательным  родителям





































































Кстати, здорово развивает концентрацию и переключение внимания такое упражнение:






















































































Упражнение “Скопируй образец по точкам”
 Цель: развитие у ребенка умения действовать по образцу.
Инструкция: необходимо по точкам скопировать рисунок (или узор), помещенный в качестве образца в верхнем левом углу листа.





Упражнение "Графический диктант"
Ребенку дается листок в клетку, на котором ставим точку - начало рисунка. Родитель диктует, ребенок чертит. Можно двигаться влево-вправо-вверх-вниз по одной клеточке. В итоге получается узор.




Упражнения для развития памяти

Зрительная память: положить на стол перед ребенком 10 предметов, предложить запомнить их в течение 15-20 секунд, затем, закрыв глаза, попробовать назвать их. 
Еще вариант игры: когда ребенок закрывает глаза или отворачивается, Вы добавляете новый предмет, или убираете один-три из тех, что были.
Если предметы были разложены в ряд, то их можно поменять местами. и попросить ребенка назвать, что изменилось, и переложить все, как было.

Аудиальная (на слух) память: продиктуйте с интервалом в 3-4 секунды, например, такие слова: гора… игла… роза…кошка…платье…часы…лодка…мяч…рука…соль
Можно попросить повторить 3-4 несложных предложения. 

Долговременная память: попросите рассказать вашего ребенка какую-нибудь из недавно прочитанных сказок, содержание мультфильма. Вспомните свои совместные истории, которые были уже давно, попробуйте вспомнить детали, например, когда вы гуляли летом в парке, какая обувь была на ребенке, о чем вы беседовали, на что обращали внимание и т.д. А можно просто перед сном вспоминать, что происходила с ребенком за день. и также здорово, если вы вспоминаете какие-то детали, подробности. 


Упражнения для развития мелкой моторики

·         Разминать пальцами тесто, глину, пластилин
·         Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе
·         Резать ножницами
·         Конструировать из бумаги (оригами)
·         Завязывать узлы на тонкой, толстой веревках, шнурках
·         Штриховать, разукрашивать, рисовать карандашом, мелом, красками, ручками
·         Рисовать узоры по клеточкам тетради
·         Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, шарики камешки.
·         Делать пальчиковую гимнастику

   Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов  букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. 
   Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственное письмо - новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.
   Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
       






                        






























































Развитие произвольности и саморегуляции

Упражнение "Сохрани слово в секрете"

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов:
окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т.д.

Примечание для родителей
Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое. Варианты:

1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];
2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
3. нельзя повторять названия животных;
4. нельзя повторять имена девочек;
5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.
Например:
1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.


Упражнения на развитие мышления. 
(процессов анализа, синтеза, обобщения, отвлечения, логика и др.)

Дома, на прогулке и в любое время можно развивать мышление с помощью таких несложных игр:
  • называйте любые пары предметов и придумывайте как можно больше различий и сходства между ними. Лучше, если вы будете по-очереди с ребенком отвечать, так, может быть, вы будете называть то, что он мог еще не замечать,  не догадываться. Так, например, книгу и тетрадь объединяет то, что они относятся к учебным принадлежностям, помогают учиться (а не только тем, что они из бумаги).

logika_sravnenie-04
Чем похожи и чем отличаются друг от друга эти предметы?

  • полезно ребенка учить классифицировать. Например, 
    logika_class-1-03
    Рассмотри животных на рисунке. Распредели их на четыре группы, объясни, почему.


  • следующее упражнение легко можно придумывать самому родителю, а потом и ребенку. Начните с легких примеров, таких, как  а после можно и окружающие предметы попробовать рассмотреть с точки зрения составляющих элементов (или добавления к ним новых деталей).Например, велосипед состоит из двух колес, педалей, железных креплений и т.д. 


  • в следующих картинках-заданиях нужно найти подходящий элемент
  • Родители, не пугайтесь и не расстраивайтесь, если какие-то задачки еще не под силу вашему ребенку, где-то он ошибается. Помните, от Вашей реакции сейчас зависит так много! если Вы спокойно реагируете на ошибки, верите в то, что все получится у вашего ребенка, то потом, когда он будет сталкиваться с трудностями и своими ошибками сам, будет точно знать, что все можно исправить и всему можно научиться.

И все же, наверное, одним из самых мощных способов развивать ребенка (и память, и мышление, и внимание, и мотивацию, и речь, и морально-нравственные ориентиры) - это способ, который использовали и наши мамы и бабушки, когда занимались с нами в детстве - это просто ЧТЕНИЕ. и последующее обсуждение, о чем сказка, рассказ, стихотворение. Чему учит? Кто из героев поступил правильно/не правильно, почему? и т.д.

 
  Заниматься с ребенком лучше всего в первой половине дня (чтобы приучать к режиму школьника), на одно занятие отводить времени не больше 25 - 30 минут (сколько длится урок). Не забывайте делать веселые паузы, огромное количество времени летом проводить на улице, прогулки с родителями, игры с ребятами на детской площадке - все это только в радость ребенку. Любое развивающее занятие просто НЕОБХОДИМО начинать с хорошего настроя, шутки, улыбки... По окончании - хвалим сыночка или дочку за выполненную работу, за проявленные внимательность, старательность... обнимаем, целуем, говорим, как сильно любим )))) Успехов и до встреч в 1 классе!

Комментариев нет:

Отправить комментарий